Тема - 30
КЛЯТВА
Изучим данную тему тремя разделами:
1. КЛЯТВА
СОГЛАСНО СВЯТОМУ ПИСАНИЮ
2. ПРИМЕНЕНИЕ
КЛЯТВЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
3. БОЖЬИ КЛЯТВЫ
1. КЛЯТВА СОГЛАСНО СВЯТОМУ ПИСАНИЮ
„Клятва” - это слово, которое имеет в себе объект, и для
клянущегося этот объект имеет высочайшую цену и авторитет: клятвенное слово
удостоверяет истинность и неизменность слова говорящего. Евр.6:13-20;
Как в Ветхом, так и в Новом Заветах тема „Клятва” занимала
достаточно серьёзное место. Эта тема в Новом Завете занимала важное место как в
учениях Господа Иисуса, так и в учениях Его последователей.
С клятвенным словом мы встречаемся, начиная с первой
книги Библии, в которой и Сам Бог клянётся. Быт.22:16-18;
В Ветхом Завете мы встречаемся с теми фактами, когда Бог
давал Своему народу наставление: применять клятву в обетах, заветах, условиях,
при спорах, в спорных вопросах. Исх.22:10,11; Втор.6:13; Ис.65:16; Иер.4:2;
Евр.6:16;
Со стороны Бога было дано наставление, чтобы объектом клятвы
был только Бог, - клялись бы только Богом. И это показывает несравненное Божье
величие во всей Вселенной. Евр.6:13,14; Однако, если кто-то
клялся чем-то иным, это показывало, что клянущийся считал то, чем он клялся,
намного выше Бога. Это было отречением от Бога и пренебрежением Им, а также
ложным свидетельством: якобы существует кто-то или что-то выше Бога либо равный
Ему.
Из Иер.12:16 видно, что Бог утвердит
тех людей, как Свой удел, со стороны которых Он возвеличивается.
Соф.1:4,5; Этот отрывок
показывает, что некоторые приравняли другие объекты с Богом, и за этот грех они
должны были быть наказаны.
И поскольку объект клятвы - Бог, наивысший, посему и
клятвенное слово - наивыше и драгоценнее всяких слов, которое может даже
нарушить некоторые Божьи повеления, которые не с клятвою.
Например, в книге Исход 23:23,24,33 написано, что Бог
решил истребить указанные в контексте народы из-за их грехов. Он дал
Израильскому народу повеление, чтобы они истребили эти народы. Но когда Иисус
Навин, будучи обманутым, с клятвою обещал не истреблять одного из этих
указанных народов, гаваонитян, тогда, по причине клятвенного слова, приказ
истребления по отношению к ним был упразднён. И.Нав.9:3-21;
И когда через несколько столетий Израильский царь Саул истребил
некоторых гаваонитян с целью истребить их, из-за этого гнев Господень был
возбуждён на Израиля, и Он наказал их, так как нарушение условия, бывшее именем
Господним, означает попрание имени Господня. 2Цар.21:1-9;
Таким образом, как изменение объекта клятвы, так и
нарушение клятвенного слова, решения, означает пренебречь Бога.
2. ПРИМЕНЕНИЕ КЛЯТВЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В Священном Писании между „Клятвой” и „Хвалением” есть некоторые сходства, поскольку
в обоих случаях показывается величие Божье: бесподобность и единственность.
Однако в Новом Завете отношение к
„Клятве” и „Хвалению” разное:
клятва запрещена, а хвалиться Богом - нет. В клятве, помимо возвеличивания,
есть и обязательство, а в хвалении - только прославление, надежда,
возвеличивание и исповедание. 1Кор.1:30,31;
В Новом Завете Господь Иисус заповедал Своим
последователям не клясться, сказав: „Слово ваше будет „да - да” и „нет - нет”,
т. е. говорите правду и без клятвы, не лгите. И поскольку человек не
дальновиден и не всеведущ, возможно, он ошибётся и впадёт в искушение, как
Иисус Навин и Ирод. Матф.14:6-12; Вот почему Господь заповедал человеку не
клясться, чтобы остаться застрахованным. Матф.5:33-37; Иак.5:12;
Следовательно, клясться запрещено не из-за того, что это грех, а чтобы человек
был свободен от искушения. Итак, если клятва была бы грехом, то и Сам Бог не
клялся бы, и в Ветхом Завете с Его стороны не было бы дано учения о клятве.
Посему, дьявол, зная немощь человека (что он подвержен нарушить клятвенное
слово), подталкивает его клясться, чтобы человек предстал пред ответственностью
и наказанием. Стало быть, клясться Богом само по себе не грех, а грех - это
неисполнение клятвенного слова.
Если человек поклялся, будучи не сведущим, и не исполнил
клятвы, он может с раскаянием исповедать свой грех и освободиться от наказания,
потому что Бог оставляет времена неведения и призывает к покаянию. Деян.17:30;
А если человек поклянётся, будучи сведущим, он тяжко воздаст за это, хотя и
раскаянием, исповеданием и кровью Господа есть опущение. Священное Писание
наставляет нас, что даже при обычном решении нужно говорить: „Если угодно будет Господу” или же - „да”
и „нет”, сверх этого - зло, надменность и
грех. Матф.5:33-37; Иак.4:13-17;
3. БОЖЬИ КЛЯТВЫ
Изучим этот раздел
в трёх подразделах:
А. КЛЯТВА,
СВЯЗАННАЯ С ЛИЧНОСТЬЮ ГОСПОДА ИИСУСА
Б. КЛЯТВА,
СВЯЗАННАЯ СО СПАСЁННЫМИ
В. КЛЯТВА,
СВЯЗАННАЯ С ГИБНУЩИМИ
А. КЛЯТВА, СВЯЗАННАЯ С ЛИЧНОСТЬЮ ГОСПОДА ИИСУСА
История человечества имела много выдающихся людей, однако
во всей истории есть только одна личность, для пришествия которого в этот мир,
лично Богом Творцом была дана клятва. В Деян.2:30 написано, что Бог для
пришествия Господа Иисуса в этот мир поклялся Давиду. Также и по клятве Бога Господь
Иисус стал Первосвященником и Царём царей, в отличие от всех священников и
царей. Евр.7:20-22,28;
В связи со 2-ым пришествием Господа Иисуса, в Священном
Писании также есть клятва. Матф.26:63,64; Господь Иисус принял
клятву и в связи с этим сказал о Своём пришествии. В Откр.10:5-7 Ангел также
сказал об этом событии с клятвою. 1Кор.15:51,52; А также учение о
клятве показывает Божественность Господа Иисуса Христа, потому что к Рим.14:10-12
делается ссылка с Ветхого Завета, и Господь Иисус клянëтся Собой, как Бог,
говоря: „Жив Я”, что является одним из видов Божьих клятв.
Б. КЛЯТВА, СВЯЗАННАЯ СО СПАСЁННЫМИ
Мы, спасённые, имеем более твёрдое основание для нашей
веры, так как вместе с обетованием Божьим, мы имеем также и Его клятву. Евр.6:17-20;
В Быт.15:4-6 Бог вменил веру Авраама в
праведность ему, однако клятвы ещё не было. А когда Авраам утвердил свою веру
делом, полностью отрёкшись себя и того, что он имеет, тогда Бог дал ему также и
клятвенное слово. Быт.22:16-18;
Кто-то может спросить: „Если обетование было, то почему
же была дана клятва?”
Хотя и обетование Божье нелживо и твердо, однако условно:
оно обусловлено с текущей покорностью верующего. Т. е. Бог исполнит Своё
обетование, если человек пребудет в покорности. Кол.1:21-23; Евр.10:36;
А когда верующий утверждает своё избрание делом,
совершенным самоотречением, как Авраам, тогда, согласно воле верующего, Бог на
правовой основе берёт в Свои руки руководство над жизнью верующего. И именно в
этом случае для верующего есть клятвенное слово, точно по примеру Авраама,
которым Бог даёт гарантию твёрдой безопасности его необратимости - остаться с
Богом. Можно обобщить эту мысль так: будущее верующего до совершенного,
окончательного самоотречения (хотя опять-таки благодатью Господа) обусловлено на его избрании и покорности. Однако, когда верующий окончательно,
совершенно избирает Господа и отрекается самого себя и всего того, что он
имеет, тогда Бог с клятвою гарантирует его будущее - уже не условно. 2Петр.1:3-11;
В. КЛЯТВА, СВЯЗАННАЯ С ГИБНУЩИМИ
Как для спасённых Бог имеет обетование и клятву,
благодаря их вере и покорности, точно также Он имеет клятву и обетование для
гибнущих, - из-за их неверия и непокорности. Если в чьей-то жизни Бог сделал
множество милостей и благ, дав ему возможность, чтобы он обратился к Нему и
покорился Его воле, а этот человек после всего этого остался неверующим и
непокорным, в этом случае Бог с клятвою утверждает его отвержение и избрание
навеки. Рим.1:18-28; 2Фес.2:9-11; Евр.3:10-14,18,19;
Бог оставил людей на свободной воле, но тем не менее Он
должен окончательно утвердить избрание их воли и взять руководство в Свои руки,
по Его сверхдержавному праву. И после этого Бог имеет право смягчить либо
ужесточить сердца людей, как Он поступил с фараоном. Исх.10:1;
Следовательно, клятва Божья для совершенного состояния:
как позитивного, так и негативного.
Иезек.47:1-5; Из этого
отрывка видно, что Бог берёт в Свои руки руководство жизни того человека,
который углубляется в своём избрании до совершенства, - по примеру вод,
указанного в стихе. Вода поведёт вперёд того, кто в ней углубился. А
углубляющиеся в пути, противном Господу, пойдут к совершенному отлучению от
Бога.
ВЫВОД: „Клятва” - это слово, которое имеет в себе объект, и для клянущегося этот
объект имеет наивысшую цену и авторитет. Клятвенное слово утверждает истинность
и неизменность слова говорящего. Однако в новозаветный период времени Господь
заповедал не клясться с целью остаться вдали от искушения.
Бог
имеет клятвы, связанные со спасёнными и гибнущими, исходя из их совершенного
избрания: для одних - к жизни вечной, а для других - к вечному страданию,
навеки лишённые покоя Божьего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий